Очередную птицу счастья послали прогубернаторские СМИ горожанам. Именно так преподнесена отмена коммерческих и арендных автобусов и возвращение законных льгот омичам, ими пользующимся. Многие именно так и воспринимают подписанное соглашение мэрии и областной администрации по транспортному вопросу, «возрождение» финансирования льгот на транспорте областной администрацией. Не все же горожане осведомлены о том, что работа по возвращению льгот федеральным служащим, пенсионерам давно ведется в Государственной думе и настроения большинства депутатов парламента на этот счет областной власти известны.
А 18 января на очередном заседании Госдумы депутаты, не поддержав законопроекты об отмене льгот на транспорте, потребовали от регионов сделать все, чтобы они были реальными, а не унизительными, как это наблюдалось на коммерческих и арендных автобусах.
Итак, ветераны, все льготники Омска могут обрадоваться. Их мукам, кажется, приходит конец. По «высочайшему» распоряжению губернатора Полежаева с 1 февраля отменяются так называемые арендные автобусы, весь парк муниципального пассажирского транспорта переводится на обычный режим работы с предоставлением в полном объеме льгот всем категориям граждан в соответствии с действующим законодательством.
Почему такое решение принято именно сегодня, а не, допустим, год назад? Откуда у областной администрации вдруг нашлись деньги на дотации, хотя до этого она неизменно ссылалась на их нехватку? Не связан ли подобный шаг с началом избирательной кампании по досрочным выборам мэра? С этих и других вопросов началась пресс-конференция в управлении транспорта г. Омска, состоявшаяся на следующий же день после широковещательного заявления губернатора по всем местным теле-радиоканалам. Как и можно было ожидать, прямых и ясных ответов журналисты от начальника управления А. Борисова и его заместителя А. Илюхина не получили. Они в основном лишь прокомментировали документ, принятый 11 января. И признали, что выделенных областью средств будет явно недостаточно. А это — обычный протокол совещания, подписанный, с одной стороны, первым заместителем губернатора А. Голушко и заместителем губернатора В. Махневым, а с другой, — и. о. главы городского самоуправления Омска А. Стерляговым и начальником управления транспорта А. Борисовым. В нем обладминистрация гарантирует выделение 100 млн.рублей управлению транспорта на покрытие убытков по предоставлению льгот. В то же время администрация города обязалась выделить 50 млн. рублей на погашение кредита за ранее приобретенные автобусы марки «Кароса». Администрация области также обещает принять меры по урегулированию цен на ГСМ и электроэнергию для транспортников, а в случае их повышения будет рассматривать механизм возмещения дополнительных расходов.
Но какой вес и силу имеет данная бумага? Тут сразу же вспоминается аналогичный документ, принятый летом 1999 года, в канун последних выборов губернатора и мэра Омска. Тогда руководители области и города тоже вроде бы договорились прекратить конфронтацию, решать совместно транспортную проблему в интересах всех горожан. А что получилось на деле? Едва подвели итоги выборов, как все вернулось на круги своя. В очередной раз подняли цены на проезд, на улицах появились автобусы сначала с табличками «маршрутное такси», а затем «аренда», в которых льготы не действуют. Зато расплодились частники на «Газелях» и других микроавтобусах, они уже довели оплату «за поездку до пятерки, стали серьезной помехой в движении на основных магистралях города.
Не повторится ли вновь подобное надувательство? Руководители управления транспорта, конечно же, пытаются убедить, что больше никаких «экспериментов» в их ведомстве не будет. Заявляют, что пока не ставят вопрос о повышении тарифов, намерены не снижать количество выпускаемых на линии автобусов, а время их работы с I февраля довести сначала до 23-х часов, а позднее и до полуночи. С начала дачного сезона увеличат число машин на 40 единиц…
Как всегда в предвыборный период, в обещаниях и посулах недостатка нет. Власти теперь уже не стесняются открыто применять свои «грязные» технологии. А избиратели-ветераны получают очередную возможность проверить, как долго в наступившем году они смогут пользоваться своими законными льготами на транспорте. До конца марта или же хотя бы до конца года?