До революции музей насчитывал около полутысячи самых уникальных инструментов. Увы, после революции большевики, вооружившись антикварным каталогом, немедленно приступили к экспроприации и изъяли эту скрипку в Гохран. Возможно, тогда же скрипке «отрубили голову», а вместо нее приставили новую. Именно поэтому у скрипки такое необычное второе имя. В этот вечер звучала, в основном, русская музыка. Это: Вторая симфония Рахманинова, «Размышления» и «Вальс-скерцо» Чайковского на десерт — заморская диковинка «Интродукция и рондо-каприччиозо» Сен-Санса.
Елена Ревич приехала к нам уставшая после долгих ночных неурядиц. Сначала она почти сутки просидела в Новосибирском аэропорту, а затем, уже в Омске, самолет ^три раза пытался приземлиться, но из-за обледеневшей полосы долго продолжал кружиться в воздухе.
— Елена Александровна, страшно было лететь? Боялись за скрипку?
— Я вообще дико боюсь летать. Да какая скрипка?! Это же все-таки кусок дерева, пусть и очень старинный! А я же человек! Главное, что нам не удалось прорепетировать, а программа очень сложная, хотя и несколько легкомысленная. Я постараюсь, чтобы вам понравилось.
— Елена Александровна, когда приезжала Саяка Шоджи, то она говорила, что ей очень сложно было сработаться с инструментом. Она буквально пару лет затратила на то, чтобы скрипка зазвучала. И еще она рассказывала о сложном характере инструмента. А вы как сработались с «Александром»?
— На ее скрипке долго не играли, поэтому ей пришлось долго разыгрывать инструмент. А на «Александре» до меня много работали. Она не лежала и не пылилась в сейфе. Я знаю скрипку, на которой играет Саяка. У нее, на мой взгляд, не очень сложный характер. Она уникальная, она одна из лучших в мире. Может быть, Саяка сравнивала эту скрипку с чем-то еще более феноменальным?!
Хотя на скрипке гораздо сложнее играть, чем, например, на рояле. Если вас под-
вести к роялю, то вы с легкостью извлечете звук, даже если никогда на нем не играли. А если дать вам скрипку, я еще посмотрю, какие звуки у вас польются.
А еще Елена Александровна рассказала о своей мечте сделать какой-нибудь телевизионный проект, рассчитанный на популяризацию классики. Может быть, в нем даже участвовала бы модная ныне Анастасия Заворотнюк, которая училась бы, подобно «Звездам на льду», играть на арфе. «Попса заела», — призналась знаменитая скрипачка.
— Хочется сделать что-то очень оригинальное. Мои друзья делают проект, который называется «Бах был русским», а я бы придумала что-то вроде «Стеклянного смычка». Нужно раскручивать классику и делать грамотный PR.
Знаете, мне кажется, что в нашем городе классическая музыка уже давно стала популярной. На концертах Саяки Шоджи, Елены Ревич, Гегама Григоряна и других, известных в классическом мире исполнителей, в зале полный аншлаг. Поэтому смело можно сказать, что, по крайней мере, в Омске, классические музыканты уже готовы соперничать с попсой.