ЧТО ЗА БОРТОМ «ОМСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ»

ЧТО ЗА БОРТОМ «ОМСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ»

Омский горсовет нового созыва отсчитывает вторую сотню дней своей работы. Казалось бы, период небольшой, но и он позволяет сделать некоторые выводы о том, какой представительный орган получил наш город

Время летит быстро. Не так давно бурлила выборная кампания, но вот уже Омский горсовет нового созыва отсчитывает вторую сотню дней своей работы. Казалось бы, период небольшой, но и он позволяет сделать некоторые выводы о том, какой представительный орган получил наш город.

Депутатов стало больше: вместо 17 — 39. Бурлить бы их кипучей деятельности, судя по предвыборным заявкам медвежьей «Омской инициативы»…

Но, увы… Как известно, в составе депутатов в основном чиновники от образования и медицины, крупные предприниматели. То ли у них своих дел невпроворот, то ли подустали они в период выборов, а, скорее всего, «инициатива» изначально была рассчитана на выборный эффект, не более, но за истекшее время большого подъема в деятельности горсовета никто не заметил. Зато обозначились некоторые тенденции.

Теперь уже никто не сомневается в мэрской диктатуре относительно горсовета. В. Шрейдер всем своим поведением и не скрывает, что за выборный бренд надо платить сторицей. Мэру нужен послушный городской Совет. А председатель его С. Алексеев, судя по его поведению на заседаниях, откровенно рад и, вполне возможно, за честь почитает такой уровень отношений. И хоть в решении глобальных вопросов этот горсовет пока не замечен, в повестки дня попадают все больше технические вопросы да внесение изменений и дополнений в приватизационную программу, ясно кто «рулит» представительным органом мэр. Если кто-то из депутатов фракции «Единая Россия» дает крен в сторону, его тут же поправляют. По системе переголосовывания. Не проходит намеченное мэром решение (как ни странно, но и такое иногда случается), и г-н Алексеев тут же пускает эту систему в ход. Характерен случай, происшедший на заседании 27 июня. Первое чтение программы приватизации прошло без проблем, а во втором «застряла» на 19 голосах.

У председателя Алексеева чуть обморок не случился. Где уж тут о регламенте вспоминать. Он так растерялся, что, не отдавая себе отчета, произнес «Уважаемые депутаты давайте еще раз переголосуем»… И хоть причин для подобного не было, переголосовали… И голоса в поддержку воли мэра тут же нашлись. Вопреки регламенту, вопреки всем нормам приличия. А что делать? «Инициативных-то» в перерыве по очереди к мэру пригласили, и «добыча» нужных голосов состоялась.

Чтобы хоть как-то сгладить подобный казус, Алексеев резюмировал: «Ну вот, кто-то в прошлый раз руку не поднял, кто-то слегка приподнял…» И облегченно вздохнул, видимо, стараясь забыть, что в программу приватизации попала и поликлиника восстановительного лечения по ул. Старозагородная, 10. Впрочем, чему ж тут удивляться: как правило, чиновники и олигархи местного розлива не восстанавливают здоровье в тех поликлиниках, где это делают их рядовые избиратели, так зачем копья ломать?!

Вот и насчет повышения тарифов в общественных банях с 19 до 50 рублей они мэру не перечили, потому как предпочитают обретать чистоту в банях разрядом выше.

На одном из первых заседаний, нарушая закон, «инициативное» большинство медведей» задним числом внесло изменения в расходную часть бюджета, лишь бы мэру угодить. Депутат-коммунист Юрий Тюленев прокомментировал явное нарушение коллег таким образом: «На заседания надо ходить с Уголовным кодексом», памятуя о том, что подобные манипуляции с бюджетными деньгами в отдельных городах России стоили мэрам возбуждения уголовных дел…

Наметилась и другая тревожная тенденция: из заседания в заседание обрастает новыми поправками приватизационная программа Омска. Распродажа городского имущества, завуалированная в повестках дня под внесение изменений и дополнений в приватизационную программу, стала дежурным пунктом. Кроме депутатов от оппозиции никто не возражает против столь непопулярного метода пополнения городской казны.

И поведение председателя Омского горсовета в этом отношении также весьма своеобразно. Его желание угодить мэру доходит до абсурда, не говоря уж об откровенных нарушениях регламента и прочем.

Г-н Алексеев порой так «забывается», что может решение по важному вопросу предложить проголосовать одним махом сразу во всех чтениях вопреки регламенту и сразу объявить его принятым. А на справедливое замечание по этому поводу несогласного депутата может позволить себе оскорбительный выпад в его адрес.

Иногда «инициативных» все-таки осеняет, и они делают попытки выразить свое мнение, идущее вразрез с предложениями мэра, как это случилось на последнем заседании, когда депутаты С. Дроздов и А. Дмитриев предложили перекроить расходы бюджета и направить больше денег на капитальный ремонт детских садов, жилья. Но, увы, хватает депутатов только на словесные дебаты. Достаточно короткой реплики мэра для обозначения нужного решения или объявления перерыва для «выравнивания» позиции, и при голосовании никто из них уже и не вспоминает о своих предложениях — путевку получает диктат мэра.

Так было, в частности, и с поправками депутата А. Дмитриева по поводу распределения бюджетных денег. Мэри спикер горсовета сразу дали понять, что поправки депутата не имеют места быть. Но тот в свою очередь удивил их тем, что нашел статью в регламенте, согласно которой любой депутат может наложить вето на рассмотрение вопроса, если администрация настаивает на его принятии за один день. В таком случае вопрос надо бы вернуть в комитет для повторного рассмотрения. И юрист подтвердил правоту Дмитриева. Но не мог Алексеев не потрафить своему бывшему начальнику! И снова объявили перерыв, после которого судьба поправок Дмитриева была решена «медвежьим» большинством в пользу мэра…

А чего стоит предложение внести поправку в регламент горсовета о том, чтобы повестку дня заседания горсовета подписывал мэр?! Депутат-коммунист Николай Куторгин справедливо заметил, что при таком раскладе существование представительного органа власти теряет всякий смысл.

И последние штрихи к «портрету» горсовета этого созыва. 27 июня на заседании рассматривались очень важные вопросы, по которым надо было принять решения в заданном мэром ключе. Чтобы избежать каких-либо подвохов (и самостоятельные во мнении, судя по электронным голосованиям, в стане «инициативных» все-таки есть). Видимо, для страховки решено было выйти на открытое «ручное» голосование, чтобы было видно тех, кто решится не поддержать тот или иной проект мэрии. Думать так заставляет тот факт, что 27 июня вдруг отказала система электронного голосования, и именно в части, обслуживающей депутатов-«медведей»… Пришлось голосовать вручную… Выходит, в господах-«медведях» согласья нет? Симптоматично, однако… Заплывали вроде под одним флагом, а вот чем дальше плывут, тем больше желающих натянуть свои паруса на горсоветовском корабле.

И таких характерных примеров можно привести много. Все они — своего рода наглядность, чтобы понять, какой горсовет получили омичи в этом созыве: инициативы у большинства депутатов «Омской инициативы» хватило лишь на выборный пиар. А интересы избирателей за бортом?