А СУДЬИ ЧЬИ?

Оказалось, мировые судьи назначаются губернатором незаконно

Как только (года три назад) в нашей области образовался институт мировых судей, кандидатуры оных для утверждения стали представлять Законодательному собранию представители облминистерства государственно-правового развития — переводя на понятный язык, представители губернатора. И происходит это безобразие до сей поры. «Безобразие» (насторожись, читатель!) — с точки зрения облпрокуратуры. Хотя юридически такая процедура оформлена превосходнейшим образом.

В новоиспеченном Уставе области, в законах: «О мировых судьях Омской области», «О Законодательном Собрании Омской области» и даже в Положении о министерстве государственно-правового развития области прописаны «нормы», наделяющие Леонида Константиновича дополнительным полномочием — представлять Законодательному собранию кандидатуры в мировые судьи. Вот он несколько лет и представлял. А Законодательное собрание (несмотря на несогласие группы депутатов КПРФ) кандидатов неизменно одобряло. И как-то мало кто задумывался о том, что, по сути дела, представитель исполнительной власти в открытую вмешивается в кадровые дела власти судебной, да еще при полном содействии власти законодательной.

Но ныне что-то пошло, не так. То ли смена президентов как-то повлияла (и ожидаемая смена губернаторского «караула» в стране), то ли расположение звезд, или недоумение депутатов КПРФ, но «надежное звено обладминистрации» — прокуратура — на сей раз, внезапно прозрела и поставила под вопрос свою прежнюю надежность, бесстрашно опротестовав губернаторское полномочие. Ибо оно, во-первых, противозаконно, а во-вторых, имеются прецеденты. Ведь и иные коллеги Леонида Константиновича по нашей необъятной стране очень страдают от недостатка полномочий.

Дважды Верховный суд РФ с подачи Генпрокуратуры вставал на ее сторону в аналогичных ситуациях в славной Калмыкии и Мордовии. В Саратовской области, как и в Омской, пока идет выяснение отношений ветвей власти на сей счет. И только в Чечне, ставшей с некоторых пор образцом специфической дисциплины и порядка, все прошло без сучка и задоринки.

Но Восток — дело тонкое. В Сибири все гораздо проще, и кто милее депутатскому большинству из «крепких хозяйственников» — губернатор или какая-то там прокуратура, поступающая не «по понятиям» — гадать не приходится. После того как прокурорский протест поступил на рассмотрение депутатов, председатель собрания В. Варнавский уже поспешил обозначить к нему негативное отношение. Он всегда тут как тут!

Скорее всего, придется все тому же, далекому от наших болот Верховному суду и заняться проблемой расширения полномочий еще одного «субъекта Федерации». Это все, конечно, попахивает небольшим скандалом, если осторожный Леонид Константинович не «даст задний ход». Но, с другой стороны, и поставленные Законом «на место» главы Калмыкии и Мордовии — ничего, пережили неприятность и, наверное, ждут следующего подходящего исторического момента не нагнуть, а уже отломить себе судебную «ветвь».

Что же касается губернаторских мировых «назначенцев», то лишать их должностей, упразднять их решения облпрокуратура не планирует — нехай работают не в них дело…