Невероятный шум и трескотня вокруг освоения Западно-Крапивинского нефтяного месторождения идут в прогубернаторских СМИ уже давно. В прошлом месяце они достигли, кажется, апогея. Несколько дней по всем телеканалам нам показывали красочное «шоу», устроенное на дальней буровой площадке. Веселые, перепачканные «черным золотом» лица — губернатора, президента компании «Сибнефть» и других руководителей, их самодовольные речи об «ошеломляющих перспективах», которые открываются перед нашей областью в связи с началом добычи первой омской нефти. А в пространных комментариях данное «историческое событие» сравнивали не с чем иным, как с прокладкой Транссиба в конце позапрошлого века.
Глядя на все это, неискушенные зрители и слушатели поневоле начинают думать, будто там, на рождающемся в Тарском районе нефтепромысле дела идут лучше некуда. Стоит только хозяину области вмешаться, сказать свое слово — и любая задержка в ходе работ тут же устраняется, а возникающие проблемы оперативно разрешаются. Между тем, именно в «победном» июне на площадке Западно-Крапивинского месторождения вызрел крупный конфликт, чреватый серьезными последствиями для судьбы нового производства.
Начнем с того, что заказчик и одновременно генеральный подрядчик -ОАО «Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз» -привлек для обустройства этого месторождения известную далеко за пределами области специализированную строительную организацию — ОАО «Омскнефтепроводстрой». В октябре прошлого года руководители двух названных организаций скрепили своими подписями «Договор субподряда на капитальное строительство». Правда, обычно ОНПС сам выступает в роли генподрядчика, но тут порядки иные. Согласно этому договору, омские строители должны проложить нефтесборные сети на площадке, воздушную линию напряжением 6 киловольт, смонтировать резервуары емкостью 2 тысячи кубов. А главный объект — напорный трубопровод длиной около 60 километров, которым новое месторождение будет соединено с действующей системой нефтепроводов в соседней Томской власти. Срок окончания всех работ — октябрь 2001 года.
Слово сказано, бумаги подписаны, теперь — за работу. По давно установленным правилам, прежде чем приступить к сооружению объектов, строители должны получить необходимую проектно-сметную документацию, материалы, оборудование. В договоре все это оговорено и записано в качестве непосредственной обязанности заказчика — «Сибнефти». Однако с самого начала он стал нарушать эти пункты. Напрасно прождали хоть каких-то подвижек специалисты СМУ-6 «Омскнефтепроводстроя» ноябрь, декабрь. Лишь к концу января этого года удалось закончить прокладку зимника к буровой площадке. Казалось бы, теперь были созданы условия для мощного рывка. Но и в феврале, и в марте строители постоянно натыкались на различные неувязки. К примеру, надо валить лес, расчищать просеку, но для этого вовремя не оформлены соответствующие документы, не организована бригада для выполнения этих работ. Только приступили к развертыванию резервуара, как выяснилось, что нет полного комплекта деталей. А с документацией просто беда: вместо утвержденных чертежей и схем заказчик порой подсовывал какие-то сомнительные бумажки, по ним нельзя выполнять ответственные операции.
Словом, «Сибнефть», которая подает себя как солидную фирму, с треском провалила наиболее подходящий для здешних труднодоступных мест период — зиму. Но ее руководители (в Москве, Ноябрьске и Омске), конечно же, не захотели признавать собственно вину, а попытались свалить ее на своих партнеров.
— Уже в конце зимы, спохватившись, заказчик, как в былые времена, объявил аврал, стал все сильнее давить на нас, — говорит начальник СМУ-6 Сергей Диденко. — Прилетает, допустим, зам. генерального директора «Ноябрьскнефтегаза» Качур, диктует на планерке, не принимая никаких доводов, заведомо нереальные сроки и затем нас же обвиняет в срыве тех или иных работ. А свои обязанности ноябрьцы по-прежнему не выполняли, за все время мы у них не могли выпросить даже килограмма топлива. Я вот работаю на трассах больше двадцати пяти лет, участвовал во многих стройках Сибири и Урала, имел дело с разными заказчиками, но такого грубого, отношения к подрядчику не припомню. Наших рабочих даже на вертолет в последнее время не стали брать. А ведь без взаимного доверия, помощи и поддержки трудно рассчитывать на эффективную работу.
Несмотря на все помехи — и природные, и те, что создаются людьми -омские строители сумели-таки за остаток зимы собрать и сдать на площадке один резервуар, проложить несколько километров линии электропередач, нефтесборных сетей и около полутора километров напорного нефтепровода. Всего участок СМУ-6 выполнил на этом объекте объем строительно-монтажных работ на 6 миллионов рублей. Однако от «Сибнефти-Ноябрьскнефтегаза» подрядчик в марте получил лишь аванс в сумме 3 миллиона, остальной расчет до сих пор не произведен. Заказчик выдвигает все новые «зацепки» и требования, но условий для их выполнения не создает. Оказавшись в буквальном смысле обобранными, строители вынуждены были свернуть работы на Крапивинской площадке. Однако там остается их жилой городок из двух десятков вагончиков, около тридцати единиц техники, они готовы в любой момент возобновить стройку.
Подрядчик не раз предпринимал попытки погасить конфликт, наладить нормальную работу. В мае генеральный директор ОАО «Омскнефтепроводстрой» А. Степанов летал по этому поводу в Ноябрьск, где встречался с гендиректором ОАО «Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз» М. Ставским. При условии решения заказчиком возникших проблем по стоимости работ, выдачи всех необходимых документов по прокладке трассы на территории Томской области строители берутся закончить напорный нефтепровод в срок до февраля будущего года. Но пока заказчик не идет им навстречу, напротив, шантажирует омичей тем, что расторгнет договор, найдет других подрядчиков.
Оказавшись в очень трудном положении, руководство ОНПС в июне направило письмо на имя губернатора Полежаева с просьбой вникнуть в ситуацию и оказать необходимую помощь тресту, который является одним из крупных налогоплательщиков в области. Однако прошло уже около месяца, а никакого ответа от обладминистрации в «Омскнефтепроводстрое» не получили. Похоже, губернатора больше волнуют интересы «Сибнефти», чем своих строителей. Но как без них он собирается осваивать, наращивать объемы добычи нефти на Крапивинском месторождении?
Вообще перспективы развития нашей области в качестве нефтедобывающей не столь радужны, как это преподносят услужливые СМИ. По словам специалистов, вряд ли удастся осуществить врезку нефтепровода от Западно-Крапивинского промысла в действующую сеть на территории Томской области. По той простой причине, что трубопровод там уже перегружен и не в состоянии принять дополнительное количество сырья. Идея же о прокладке нефтепровода из Крапивинки до Омского нефтезавода длиной около 400 км пока лишь в стадии обсуждения. Между тем, вице-президент «Сибнефти» г-н Потапов недавно заявил в печати, что, мол, вопрос с томичами о прокладке 60-километрового трубопровода решен,»мы получили «зеленую улицу»… Где тут ложь и где правда?
Тут надо заметить, что площадь расположенной на территории нашей области залежи нефти составляет десятую долю всего Крапивинского месторождения. Все остальное — у соседей томичей. Между тем, хозяйничающие там нефтеолигархи из «ЮКОСа» не дремлют, стремятся опередить соперников. Сейчас они готовятся срочно прокладывать 200-километровую нитку нефтепровода диаметром 630 мм от Крапивинки в сторону Александровского, врезав его в действующую сеть. Уже был тендер, определены подрядчики. В их числе — и «Омскнефтепроводстрой», то же СМУ-6. Кстати, по мнению строителей, здесь совсем иные условия, иные отношения, чем с «Сибнефтью» в нашей области. Значит, на этой трассе работа пойдет быстрее.
Заглядывая чуть вперед, невольно раздумываешь над этими фактами. А не выйдет ли так, что когда, наконец, все уладится на нашей Крапивинской площадке, то вдруг окажется, что оттуда нефтяникам и качать-то нечего?..