По словам одного из разработчиков нового закона депутата ЗС Олега ШИШОВА, уже сейчас они чувствуют давление со стороны некоторых предпринимателей, поскольку новая редакция документа вынудит многих из них платить налог намного больше, чем они это делают сейчас. Тем не менее принимать его все-таки необходимо. Например, в Краснодарском крае 20% доходов бюджета составляет налог на вмененный доход. У нас эта цифра — всего 1%.
Первая редакция Закона о едином налоге на вмененный доход была принята в декабре 1998 года. Впоследствии в нее дважды вносились различные изменения и дополнения. Однако сейчас, считают разработчики закона, необходимо принять совершенно новую его редакцию. Одна из причин принятия новой редакции документа — ныне действующий не совсем эффективен. Например, в Краснодарском крае соответствующий закон позволяет пополнять казну на 20%. В Омской области эта цифра составляет всего 1%.
Работа над новым законопроектом идет полным ходом. Его окончательный вариант планируется утвердить осенью этого года, чтобы, в соответствии с Бюджетным кодексом, до наступления нового налогового периода он был опубликован и уже с 1 января 2002 года вступил в действие. Предложений и замечаний к тем, кто работает над документом, поступает очень много. Естественно, считает депутат ЗС Олег ШИШОВ, спокойно, без эксцессов его принятие не обойдется. Некоторые предприниматели, особенно те, кто сдает площади в субаренду, возмущаются уже сейчас, поскольку, согласно проекту нового документа, им придется платить налог намного больше, чем сейчас. Кроме того, новый закон предполагает до минимума свести влияние бюрократов. Например, планируется исключить такое понятие, как паспортизация. Однако есть чиновники, которые против этого. Как бы там ни было, считает Олег ШИШОВ, разработчики сделают все возможное, чтобы налоговое бремя распределилось равномерно между всеми предпринимателями. Это в конечном итоге позволит увеличить поступление в областной и местный бюджеты.
Все это станет возможным благодаря следующим принципиальным изменениям и дополнениям. Так в предложенной к рассмотрению редакции резко сокращено число корректирующих коэффициентов. Например, разработчики вообще убрали коэффициенты «наценка», «стационарность», поскольку зачастую они снижали налоговое бремя. Однако разработчики решили оставить имеющуюся базовую доходность. Напомню, что она рассчитывалась еще в 1997-98 годах. Инфляция же, по данным управления статистики, в 2000 году по отношению к 1998 году составила 53%. Но даже несмотря на это, устранение ряда коэффициентов увеличит налоговые отчисления в полтора раза.
В предыдущей редакции закона имеется неверное соотношение системы коэффициентов в общественном питании. В результате те предприниматели, которые работают в этой сфере, зачастую недоплачивают большие суммы налога. Это происходит за счет того, что некоторые налогоплательщики из розничной торговли зарегистрировались как организации общественного питания. В целях сокращения бюджетных потерь в новой редакции закона значения базовой доходности для предприятий общественного питания и розничной торговли будут уравнены. Также предполагается сравнять корректирующие коэффициенты для этих видов деятельности. Кроме того, планируется, что по новому документу предпринимателям перестанут выдавать разовые свидетельства. Кстати, в федеральном законе вообще нет такого понятия. Это нововведение омских законодателей также приводит к минимизации налога. Предприниматели, которые регулярно работают и получают прибыль, вместо уплаты налога за весь налоговый период время от времени приобретают временные свидетельства.
Это лишь очень малая часть нововведений. Думаю, что «КВ» еще расскажут предпринимателям более подробно о новой редакции закона.