ПРОФСОЮЗЫ, ОКАЗЫВАЕТСЯ, ЖИВЫ
Комментирует ситуацию председатель омской федерации независимых профсоюзов Валерий Якубович.
— Тот проект, который предлагало правительство, закреплял совершенно не регулируемый рынок рабочей силы. Если бы государство взяло на себя функции гаранта минимального уровня оплаты труда, соответствующего прожиточному минимуму, вопросов бы не было. Но сегодня минимальная зарплата составляет 300 рублей. Все понимают, что на эти деньги прожить нельзя. Государство не решается поднимать мини-малку, так как у него нет денег на повышение зарплат бюджетникам. С другой стороны, минимум получают далеко не все бюджетники, есть система надбавок, которая делает среднюю зарплату госслужащих вполне приемлемой. В предприятиях других форм собственности этой системы нет. Получается замкнутый круг В соответствии с правительственным проектом КЗоТа вопросы оплаты предполагалось решать между конкретным работником и работодателем. Но большинство из нас до сих пор не осознает, что их труд — это тот же товар, который нужно уметь продать. «Вас не удовлетворяет зарплата? — говорит работодатель. — Ну так идите, ищите другую работу». И рабочий соглашается на заниженную оплату. Поэтому в системе трудовых отношений обязательно нужна структура, защищающая интересы наемных работников. Во всем мире эту функцию выполняют профсоюзы, и в новом, согласованном проекте КЗоТа, это учтено.
— Принятие нового КЗоТа привлекло внимание и к самим профсоюзам. Так что же представляет собой профсоюзное движение сегодня? Правда ли, что профсоюзы переживают тяжелые времена?
— Скорее нет, чем да. Самым сложным было начало девяностых. По области количество членов профсоюзов сократилась в 1,5-2 раза. В омской федерации независимых профсоюзов было около 780 тысяч человек, осталось чуть больше 425 тысяч. Очень сложная обстановка в таких отраслях, как торговля, лесная промышленность, строительство. В городе и области -около 270 тысяч работников торговли, но менее 3 тысяч состоит в отраслевом профсоюзе. Однако за 10 лет многое изменилось. И прежде всего приоритеты. Теперь основное направление нашей деятельности — не путевки и распределение дефицита, а защита интересов людей в их взаимоотношениях с работодателями. Такие вопросы, как определение минимального размера оплаты труда на каждом конкретном предприятии, Сейчас появилась другая проблема изменение системы подчинения первичных организаций в связи с возникновением в России транснациональных компаний. Понятно, что работодателю профсоюз на предприятии мешает В крайнем случае, нужен свой, «карманный». Руководители прекрасно научились манипулировать сознанием работников. Однако не все так плохо. Постепенно начинается обратный процесс — создание профсоюзных организаций на тех предприятиях, которые возникли после 1991 года. Сейчас создаются профсоюзные организации на «Оше», в ряде крупных строительных фирм. Мы постоянно работаем в этом направлении, хотя в большом числе коллективов люди просто боятся, как бы не стало хуже.
— Остается вопрос: какими методами профсоюзы намерены отстаивать права трудящихся?
— Трудовые отношения -многогранная сфера, в которой конфликтные ситуации возникают не только в вопросах зарплаты. Это вопросы законности тех или иных действий администрации, социальных гарантий, охраны труда. Год назад мы создали юридический отдел, в котором каждый, кто состоит в профсоюзе, может получить бесплатную консультацию специалиста. Если учесть, что в частных фирмах за оформление искового заявления в суд берут 300 рублей…
В общем, я считаю, что сейчас пришло время укрупнения отраслевых профсоюзных комитетов, создания при них юридических служб, которые помогут наемным работникам квалифицированно отстаивать свои интересы.