Внимание, две проблемы

Внимание, две проблемы

Омский аэроклуб свалился... в штопор

Как получилось, что один из старейших и самых известных в стране центров подготовки пилотов и спорсменов-парашютистов свалился в штопор, оказался фактически на грани выживания?
В 1928 году в Омске создается первый планерный спортивный кружок. В нем занималось 68 человек. В 1930 году организуется летно-планерная школа, а в 1933 на её базе создаётся Омский аэроклуб (вот только придется ли нам на будущий год отмечать его 80­летие!?). Через год в поселке Марьяновка началось строительство взлетно-посадочной полосы для учебно-тренировочных полетов.

Особое место в истории аэроклуба занимают годы Великой Отечественной войны. Сотни его выпускников самоотверженно сражались на различных фронтах. Десять из них были удостоены звания Героя Советского Союза. Среди них Борис Лазаренко, Иван Проскуряков, Михаил Бердников, Николай Быстров, Даниил Гапоненко. И единственная женщина Нина Михайловна Распопова, летчик-инструктор Омского аэроклуба. С 1942 года она на фронтах Великой Отечественной войны. Командир звена ночных бомбардировщиков. Награждена орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1 ст.

В 1969 году Омский аэроклуб был преобразован в Учебный авиа­ционный центр (УАЦ) ДОСААФ, где готовили летчиков запаса по заказу Министерства обороны СССР. Курсанты летали на поршневых самолетах Як­18 и реактивных самолетах Л­29, а прыжки с парашютом осуществлялись с самолетов Ан­2. Каждых год здесь готовили около 50 летчиков со сроком обучения два года. Многие молодые люди связывали свою спортивную судьбу с небом. И среди них живая легенда не только омского, но и российского парашютного спорта – наша землячка-сибирячка Валентина Михайловна Селиверстова. На ее счету более трех тысяч прыжков. Она пятикратный чемпион мира, обладательница 56 мировых рекордов. В её спортивной копилке более 100 медалей, большая часть из них золотые. Ветеран парашютного спорта с мировым именем, уникальный спортсмен, Валентина Михайловна Селиверстова однажды вновь удивила всех. Так, свое семидесятилетие она встретила в небе над Омском, совершив очередной прыжок с парашютом. А свой последний прыжок совершила… в 75 лет!

После того как не стало Советского Союза, в лихолетье девяностых Омский аэроклуб с каждым годом стал терять свои позиции. В 1993 году прекращена подготовка летчиков из числа призывников. Это было связано не только с пресловутой реорганизацией армии и флота на профессиональной основе. А скорее с тем, что катастрофически стала приходить в упадок материально-техническая база аэроклуба. В настоящее время она развалена, да что там – фактически уничтожена руками не чистых на руку людей. Против начальника аэроклуба Евгения Слободяна возбуждено уголовное дело по фактам злоупотребления должностными полномочиями. Сегодня в небе над Марьяновкой не увидишь быстрокрылых стрижей­«яков», ведомых спортсменами-пилотами, выполняющих тренировочные полеты. Да и спортсменам-парашютистам сейчас приходится прыгать… с арендуемых аэроклубом на стороне самолетов. Вот так. При­ле­те­ли! Жестко сели…

Антинародная «прихватизация» девяностых годов, увы, не канула в лету. Она только стала более изощренной и хитроумной, что позволяет, не нарушая напрямую закона (а он ведь, что дышло: куда повернешь, туда и вышло, прибирать к рукам всё, что плохо лежит и может в одночасье, как говорится, на халяву, стать доходным бизнесом.
В 1977 году исполком Марьяновского районного Совета депутатов трудящихся передал Омскому аэроклубу ДОСААФ в бессрочное и бесплатное пользование земельный участок под аэродром Марьяновка общей площадью 606 гектаров. На этой земле размещались взлетно-­посадочные полосы, ангары для учебных самолетов, казармы курсантов и другие объекты недвижимого имущества. И всё это работало до тех пор, пока аэроклуб, как уже говорилось выше, не возглавил Евгений Слободян. Тихой сапой под сурдинку он отказывается от права пользования участком в 606 га и учреждает (вместо аэроклуба) Учебно-авиационный центр, оформляя в собственность этой организации 230 га земель, на которых расположены три взлетно-посадочные полосы и некоторые объекты недвижимого имущества. Вскоре, после того как земля была оформлена в собственность УАЦ, Слободян учреждает еще одну организацию – ООО «Омский аэроклуб». Сделка с земельным участком судебными органами признана незаконной и до окончательного решения арбитражного суда он находится под арестом.

Надо отметить, что деятельность Е. Слободяна на посту начальника аэроклуба и раньше привлекала внимание правоохранительных органов. Так, в 2009 году Западно-Сибирская транспортная прокуратура в ходе проверки выявила многочисленные нарушения закона в деятельности Омского аэроклуба. В том числе и по самовольному переуступлению права пользования частью земель для стоянки частных самолетов, а также вскрыла многочисленные факты незаконной регистрации в государственном реестре частных воздушных судов, которые используются аэроклубом: четыре вертолета Ми­2, три самолета Ан­2Т, два самолета Як­52, а также самолеты Як­18Т и Л­410. Западно-Сибирскую прокуратуру заинтересовал и еще один довольно-таки интересный факт. С 2000 по 2004 год было списано 49 авиационных двигателей и 33 воздушных судна, находившихся в эксплуатации аэроклуба. Но до сих пор данное имущество находится на территории аэродрома, а его утилизация либо продажа не происходит.

Вот оказывается, где собака зарыта. При таком положении дел открывается широкое поле деятельности для людей, мягко будет сказано, не чистых на руку. Словно по мановению волшебной палочки с аэродрома в Марьяновке стала исчезать в неизвестном направлении принадлежащая аэроклубу аэродромная техника. А не так давно с территории аэродрома были совершены две кражи, умыкнули… самолеты Як­52. Кстати, сегодня цена такой, пусть и подержанной машины, на чёрном рынке колеблется от полутора до двух с половиной миллионов рублей. И желающих приобрести такие самолеты хоть отбавляй.
Вот так и живём. А так жить нельзя. Воистину, что имеем, не храним, потерявши, плачем…