Год от года в Омске, как и в целом по стране, происходит стремительное ухудшение здоровья детей. Педиатры говорят, что сегодня здоровых малышей практически не рождается. Медицинская статистика свидетельствует: на протяжении не одного десятилетия в нашем городе имеет четкую тенденцию к увеличению заболеваемость детей болезнями органов дыхания (в том числе — бронхиальной астмой), органов пищеварения, анемией, нарушением иммунитета и т. д. Прогноз о состоянии здоровья населения Омской области в ближайшие годы предрекает рост общей смертности населения от инфекционных заболеваний (прежде всего туберкулеза) и болезней органов дыхания. Чтобы изменить ситуацию — бьют тревогу омские чиновники от медицины, — нужно срочно улучшать социальную среду, активно формировать здоровый образ жизни горожан. Иначе мы просто перестанем существовать как популяция.
Это на словах. А что на деле? Как известно, сегодня в нашем городе к разряду социально неблагополучных можно отнести немалую часть жителей. Работа за копейки, и как следствие — неправильное питание и полное отсутствие средств на отдых и профилактику заболеваний. О здоровье детей в таких семьях не приходится и говорить, у каждого ребенка — букет болезней. Маленькой палочкой-выручалочкой для этих малышей были детские бесплатные санатории. На миллионный город их было всего три -один для профилактики желудочно-кишечных болезней и два легочных нетуберкулезных. Было», потому что сегодня их осталось всего два. Вот уже третий месяц детский легочный нетуберкулезный санаторий №2 закрыт.
Санаторий существовал пятнадцать лет, и хоть был он всего на 75 мест, за эти годы здесь успели оздоровиться тысячи ребятишек. Два месяца круглосуточного пребывания в нем приносили свои плоды: собственный трехкомнатный физиокабинет, лечебная физкультура, массаж, кислородный коктейль, а в последнее время — и сеансы спелеотерапии в соседнем реабилитационном центре буквально поднимали на ноги больных детей, об этом свидетельствуют пухлые тома благодарных отзывов родителей. Питание — даже сейчас: каша с маслом на молоке, рыба, куриные окорочка, выпечка — не все дети дома видят такое, ведь основные питомцы санатория — дети матерей-одиночек. А плюс к этому — полноценная программа обычного детского сада: занятия, «дни именинника», утренники каждую смену, да такие, что впору театральному коллективу. Все воспитатели — с высшим образованием, коллектив стабильный. А где сегодня можно увидеть, чтобы сотрудники, получающие мизерную зарплату, еще и из дома несли на работу — шторы, игрушки, на кукол сами шили-вязали, ведь инвентарь не обновлялся годами… «Наши дети» — так называют работники санатория своих маленьких пациентов, ну а те, расставаясь с воспитателями в конце смены, нередко плачут от предстоящей разлуки.
Двадцать девятого апреля здесь закончился очередной сезон. Но третьего мая дети, чьи родители уже предвкушали летний отдых для своих ребятишек, так и не переступили порога санатория. Решением горСЭС санатории был закрыт из-за несоблюдения санитарных норм — были высказаны претензии по поводу состояния пищеблока и вентиляции. Сотрудниками санатория вместе с родителями неисправности были устранены, был даже проведен ремонт первого этажа. Но очередные предписания санэпидемстанции не заставили себя долго ждать. Из того, насколько незначительными были новые претензии (а некоторые из них даже противоречили сами себе), сотрудники санатория сделали вывод, что их лечебное учреждение просто решено закрыть, и стали бить во все колокола. Именно эта тактика уже помогала коллективу не один раз, ведь по разным причинам закрыть этот детский санаторий горздрав пытается чуть ли не каждые полгода. В прошлом году работники санатория достучались аж до администрации президента, и вопрос о работе лечебного учреждения был решен положительно. Но, как оказалось, лишь на время.
По версии коллектива, дело обстоит просто: кому-то очень приглянулось их здание. Расположено оно в центре города, в самом экологически чистом районе — Ленинском. А из собственного опыта сотрудники делают такой вывод: «Если нас закроют, то ничего бесплатного здесь уже не будет, это точно».
Маленький коллектив встал в оппозицию ко всему департаменту здравоохранения. Находясь на данный момент в неоплачиваемом отпуске, сотрудники санатория пишут письма, ходят на приемы — к своему депутату, к главе округа, записались на прием к мэру. Все обещают поддержку. Регулярно проходят встречи с представителями горздрава, но каждый раз окончательное решение не принимается. Лишь однажды с экрана телевизора (дело получило широкую огласку) Н. И. Косых, зам. начальника городского департамента здравоохранения, высказалась определенно: это лечебное заведение городу не по карману, на его ремонт и оздоровление детей денег нет. Здание отойдет детской поликлинике № 6, коллектив будет трудоустроен, и малообеспеченные дети в обиде не будут. На деле, говорят сотрудники санатория, это означает, что в детском легочном санатории № 1 будут принимать на 15 детей больше и сократят срок заезда. Но это неизбежно отразится на качестве лечения. Уже сегодня первый санаторий с нагрузкой не справляется, принимая под свое крыло детей лишь из близлежащих микрорайонов. А родители из остальных округов города звонят и лично приходят в санаторий № 2 с единственным вопросом: когда вы откроетесь? К тому же на переоборудование здания для нужд поликлиники средств понадобится куда больше, чем на текущий мелкий ремонт санатория.
Сегодня работники санатория с болью и горечью говорят, что омским медицинским чиновникам важнее здание и койко-место, а не здоровье детей. В департаменте здравоохранения подсчитывают стоимость краски и цемента, но не учитывают оплату больничных листов матерям и содержание больных детей в стационаре — ведь если не тратить деньги на профилактику заболеваний, их неизбежно придется расходовать на лечение. Да и вообще — если в городе нет средств на оздоровление ослабленных детей, то на что они есть? И кто будет через двадцать лет ходить по реконструированным набережным Иртыша и творить молитву у золоченого иконостаса нового собора?