ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНАЯ РЕФОРМА: ИДЕОЛОГИЯ, ЦЕЛИ И МИФЫ

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНАЯ РЕФОРМА: ИДЕОЛОГИЯ, ЦЕЛИ И МИФЫ

Недавно группа жителей Кировского округа обратилась с письмом в городской Совет

Они выражали возмущение по поводу принятия решения о повышении тарифов на обслуживание жилья в 2,5 раза, а на тепло и горячую воду — в 1,5 раза. Получили ответ за подписью господина К. И. Подосинникова (это председатель горсовета), а котором он сообщает, что зря, мол, вы возмущаетесь: прежде чем повысить тарифы, мы советовались с общественностью и общественность сильно не возражала. Курс на «совет с общественностью» активно стала проводить и областная администрация. Средства массовой информации рассказывают омичам о многочисленных встречах с активом, проводимых заместителем губернатора В. Шрейдером, которому поручено подготовить и провести реформу жилищно-коммунального хозяйства в области.

И вот на таких встречах заявляется, что «суть реформы ЖКХ проста и понятна — необходимо создать рынок коммунальных услуг, чтобы потребитель смог самостоятельно выбрать поставщика этих услуг, который обеспечит качество по приемлемой стоимости». А чтобы получить одобрение всей реформы, задают присутствующим вопросы типа «Вы довольны как вас обслуживает ПЖРУ? Вы хотите, чтобы они с вас драли деньги ни за что?».

Конечно же, большинство не довольно и естественно — все не хотят! Вот таким примитивным приемом получают согласие и одобрение так называемой общественности — старших по домам, активистов КТОСов — на проведение реформы. Именно на таком примитивном идеологическом уровне идет так называемое «обсуждение» этой реформы в области. Как в застойные времена: выступают «записные» ораторы, заявляют о поддержке, и все — «одобрямс» получен. Противников реформы при таком «обсуждении» не оказывается.

Мне удалось дважды выступить на таких совещаниях с анализом Программы реформы ЖКХ. Говорил о популизме этой программы, нереальности ее выполнения, об опасности, которую она принесет большинству населения области. Говорил с примерами, называя документы, приводил цифры. И дважды получал в ответ реплику от В. Шрейдера, что «мол, уважаемый депутат Дорохин начал предвыборную кампанию». И это вместо приведения аргументированных доводов, в чем же я не прав!

Такая ситуация позволяет мне сделать следующие выводы. Во-первых, чиновники из обладминистрации сами знают, что эта программа нереальна, популистская, тот же Шрейдер в качестве «аргумента» говорит, что «нельзя сидеть сложа руки, надо же что-то делать…». Во-вторых, поэтому же они и боятся, не хотят настоящего ее обсуждения, с анализом последствий, реальности выполнения, финансового обеспечения и т.д.

Если это так, тогда зачем они это делают, спросите вы. Ответ на этот вопрос лежит на поверхности. Просто нужно обеспечить политически «инициативу» губернатора Л. Полежаева. Ведь это он перед президентом концепцию реформы ЖКХ доложил, поэтому Омская область должна быть здесь, как говорится, «впереди планеты всей». (Кстати, помните, сколько шуму было вокруг его же «инициативы» по борьбе с наркоманией? И ведь тоже программу принимали, деньги немалые выделяли из бюджета).

Видимо, посчитав, что реформа ЖКХ — дело посерьезнее и здесь пахнет собственностью, нынешнюю Программу разработали на 10 лет вперед, изрядно напустив туману на ее истинные цели и последствия.

Начнем с названия. Программа называется «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Омской области на 2001-2010 годы». Из названия уже ясно, что будут ломать то, что еще мало-мальски функционирует в системе ЖКХ. Будут «вводить рыночные отношения, формировать собственника, проводить финансовое оздоровление, совершенствовать тарифную политику…». Мне думается, что если бы хотели улучшать, совершенствовать, то название было бы примерно такое — «Программа развития ЖКХ Омской области».

Ну ладно, Бог с ним, с названием. Программа разбита на три этапа, на каждом этапе определены свои цели.

На первом этапе — создание правовых, финансовых и организационных предпосылок реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса;

на втором этапе — усиление конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг;

на третьем этапе — создание развитого рынка жилищно-коммунальных услуг,

ВНИМАНИЕ: АФЕРА!

Ответственно заявляю: эта программа приведет к дальнейшему ухудшению жизни большинства населения области, эта программа даже не предусматривает главную цель, которую мы все ждем — снижение стоимости услуг и повышение их качества!

Теперь о финансах. Более 3 млрд. рублей задолжали бюджетные организации жилищно-коммунальным службам области (это более половины годового бюджета области) и не отдают. Государство — самый большой должник ЖКХ! И вот вместо возврата долгов — реформой по ЖКХ!

Заявляют — реформа заставит платить богатых за свои квартиры, и она-де будет проводиться за их счет. Ох как напугались богатые! Если богатые не устраивают пикеты, то значит, это для них, что слону дробинка — заплатят.

Власти говорят: надо подготовить правовую базу для выселения тех, кто не платит. Давайте представим, что подготовили такую правовую базу. Если не платил богатый «новый русский», то он по суду заплатит. А если не платил ветеран, одинокая мать, врач, учитель? У него на это просто денег нет. И его выселят! Вот именно это готовит реформа ЖКХ! Ну не хотят областные власти признать, что зарплата в Омской области самая низкая в Западной Сибири, и не только в Сибири.

И вместо того, чтобы озаботиться поиском источников повышения зарплаты, начинают проводить реформу ЖКХ, которая не только остатки денег выгребет у населения, но и лишит их собственности, так как рост тарифов неизбежен.

Сегодня население пытаются убедить, что в ходе проведения реформы создается конкурентность услуг и у жителей будет право выбирать поставщика, который предоставит услуги дешевле и качественней. Это чистейшей воды ерунда, такого у нас быть не может. Почему? Да потому что поставщики услуг у нас — монополисты.

У населения была бы возможность выбирать, если бы, например, горячую воду нам поставляли несколько предприятий. Или несколько предприятий предлагали по разным тарифам подать тепло в дома. Но этого не будет! Поэтому все разговоры о конкурентности услуг -миф, не более того.

Таким же мифом является и утверждение, что беднейшие слои населения не пострадают, им будет выплачиваться адресная социальная помощь, так называемые жилищные субсидии. А почему сейчас не выплачивают? ПЖРУ в счет компенсации своих расходов в связи с введением жилищных субсидий от государства не получили на копейки. Например, только по городу Омску на текущий год эта сумма составляет более 80 млн. руб., однако в бюджете такой статьи вы не найдете.

Что стоит реформа ЖКХ или на что пойдут народные деньги? Открываем документы, подсчитываем. Из федерального бюджета планируется выделить 700 млрд. рублей, почти годовой бюджет России (из доклада Л. Полежаева), в Омской же области цена реформы ЖКХ будет стоить 23,8 млрд. руб. (четыре областных бюджета).

Это очень большие деньги. Крайне сомнительно, что эти деньги в бюджетах будут изысканы, так как экономическая ситуация не улучшается, а ухудшается, да и инфляция растет. В год нужно будет выделять 2,3 млрд. рублей. Для сведения: в областном бюджете 2000 года на содержание ЖКХ намечалось 165 млн. рублей, выделено всего 105 млн. руб. (63%), а жилья выделили всего 14% от намеченного.

Но если эти деньги все же будут выделены, на что они пойдут?

Вы глубоко ошибаетесь, если полагаете, что затратив такие огромные деньги на реформу ЖКХ, мы будем меньше платить за коммунальные услуги. Этого в программе реформирования ЖКХ нет. Зато там вы найдете приватизацию предприятий ЖКХ, которые в погоне за прибылью будут диктовать свои условия на рынке коммунальных услуг. И, естественно, цены (как вы понимаете -рыночные) большинству населения будут не по карману. В ходе реформы ЖКХ государство хочет снять с себя ответственность перед населением, хочет уйти с рынка коммунальных услуг — по той же схеме, что и с промышленными предприятиями. Власти желают снять с себя ответственность за рост тарифов, за состояние и качество коммунальных услуг, полностью переложив все на отношения жителей и новых собственников. Этого нельзя допустить. Нужно сохранить отношения в ЖКХ под контролем и непосредственной ответственностью государственной и муниципальной властей.

А порядок навести здесь нужно обязательно. Но если нынешние власти этого сделать не в состоянии, не следует проводить надуманные реформы, которые еще дальше ухудшат ситуацию. Омичи вправе и должны потребовать, чтобы реформаторы перестали издеваться над ними. Жизнь показала, что все их реформы — беда для народа, а порядок в ЖКХ, да и в других отраслях нашей жизни наведут другие. Порядок наведут коммунисты и патриоты, которые вернут под государственный контроль естественные монополии, обуздают рост тарифов на энергоносители. И это позволит пополнить бюджеты всех уровней и реформы будут проводиться в интересах большинства народа. И не за его счет!