НАЧАЛЬСТВУ — ДЕНЕГ ДОБАВИТЬ

Депутаты горсовета приняли бюджет 2002 года, не долго думая

Омичи, без сомнения, помнят, в каких муках рождались бюджеты прошлых лет. Тогда депутаты оспаривали буквально каждую цифру главного финансового документа города. В этом году все было иначе. И дело тут совсем не в том, что нынче на жизнь городу сверху «отпущено» больше, чем раньше, и значит — распределять было легче, потому что на все и всем хватило.

Наша газета уже писала о том, что при реальном сопоставлении этих денег с прогнозируемыми ценами и темпами инфляции будущего года радоваться особенно нечему. При таком раскладе обеспечить нормальную жизнь в городе сложно. То есть депутатам было над чем поломать голову. А не стали!

Чем же вызвана такая спешка? Председатель финансово-экономической комиссии М. Пенкин на заседании неоднократно подчеркивал взаимопонимание между двумя ветвями городской власти в процессе работы над бюджетом и необходимость до Нового года утвердить проект бюджета на 2002 год. Такое же взаимопонимание, по всей видимости, было и с областной властью. Депутаты горсовета на этот раз принимали цифры, спущенные сверху, как само собой разумеющееся, и не утруждали себя ни частым посещением заседаний комитетов Законодательного собрания области, ни полемикой с коллегами.

В итоге дошло до смешного. Взять, к примеру, жилищно-коммунальное хозяйство. В этом году на эту отрасль из бюджета израсходовано более 600 млн. руб. На 2002 год планируется потратить только 401,8 млн. руб., то есть на 200 млн. руб. меньше. И это притом, что с 1 января цены на газ, электроэнергию, железнодорожные перевозки возрастут примерно на 35%, что, естественно, отразится на плате за жилье и коммунальные услуги. Почему это не учтено? Такой вопрос был задан председателю финансово-экономической комиссии. Он ответил, что тарифы были повышены, и это компенсирует будущие затраты на ЖКХ. Г-н Пенкин, отвечая таким образом, явно лукавил, не расшифровывая суть: проект бюджета изначально был рассчитан на то, что населению города будет предоставлена полная свобода в вопросах выживания или вымирания. В главном документе города на 2002 год заложена 90% оплата жилищно-коммунальных услуг, что означает очередное повышение действующих тарифов еще на 20%.

Ни словом не обмолвился председатель главной в бюджетном вопросе комиссии и о таком важном моменте, как жилищные субсидии. Они в бюджете 2002 года вообще не прописаны. И это несмотря на то, что по прогнозам к концу текущего года количество семей, нуждающихся в жилищных субсидиях, в городе возрастет с 78 тысяч в первом полугодии до 110 тысяч семей. По самым скромным подсчетам, на это потребуется не менее 120 млн. руб., а в 2002 году -порядка 180 млн. руб. Эту сумму городу потом никто не даст.

Об этом напомнил заместитель губернатора В. Шрейдер, и депутаты вкупе с первым заместителем мэра А. Стерляговым стали разъяснять человеку, курирующему отрасль, механизм финансирования на эти цели из центра и региона. В. Шрейдер несколько раз пытался вразумить депутатов на этот счет, но тщетно.

Жгучее стремление скорее утвердить бюджет так увлекло депутатов, что даже на проведение жилищно-коммунальной реформы в 2002 году они не предусмотрели ни рубля. О. Соседов, председательствующий на заседании, поспешил «замять» настойчивые попытки В. Шрейдера и призвал …не тратить попусту время, а …продолжать работу над проектом. Комментарии, как говорится, в этом случае излишни.

Крохи запланированы на городской транспорт, где проблем скопилось немало.

На сей раз депутаты почти не вмешивались в творение городской администрации. Поправок вообще было немного. И даже они были в основном отклонены.

В их числе — предложение сократить расходы на содержание аппарата городского самоуправления. Напомним, что мэр озвучил желание сократить его на 20%. Однако поправка не была принята, и на содержание аппарата в будущем году средств предусматривается вдвое больше. Где же логика?
Сейчас особо «взаимопонятливые» (с городской администрацией) депутаты направо и налево расхваливают в интервью «социально-направленный бюджет». При этом в качестве аргумента приводят цифры незначительных увеличений на образование, здравоохранение. И в то же время обходят молчанием несостоявшиеся поправки, предусматривающие увеличение средств на развитие массовой физкультуры и спорта, адресной помощи остро нуждающимся горожанам (они составляют четверть всего населения Омска).

А вот еще больной вопрос. В кризисном положении лифтовое хозяйство города, но предложение официально прописать в бюджете деньги на его поддержание и развитие не нашло поддержки у депутатов. М. Пенкин объяснил, что разрабатывается программа по лифтовому хозяйству, под которую и будут даны финансы.

Кстати, отклонение многих поправок аргументировалось какими-то будущими программами, якобы разрабатываемыми в мэрии. Что ж, мечты -это приятно, но реальная действительность требует более конкретного подхода. Как выразился в сердцах один из депутатов по этому поводу: «Теперь город получит вместо развития спорта и прочих дел мифические программы».

Зато депутаты получили горячий «одобрям-с» из уст первого заместителя мэра А. Стерлягова за такое всепоглощающее взаимопонимание и оперативную работу. Нет сомнения: при таком положении в недалеком будущем мэрия может провести через горсовет решение о введении субтропического климата на территории города Омска. А депутаты, поддержавшие это решение, будут убеждать нас с прогубернаторских каналов, что это реально и нам на пользу.