Напомним, что первый из проигравших — глава Октябрьского административного округа, лидер регионального отделения партия «Единая Россия», созданной ради поддержки нынешнего президента, а второй — вчерашний депутат горсовета и вчерашний же коммунист, исключенный из рядов КПРФ за предательство интересов избирателей и тут же пригретый властью в качестве первого заместителя того самого Адабира.
Итоги голосования 24 марта вызвали у этих кандидатов от «партии власти» настоящий шок. Лишь спустя пару недель они сумели прийти в себя и одновременно, словно но команде или подсказке «сверху», сочинили жалобы в Октябрьский суд на окружные избирательные комиссии № 13 и 14, якобы нарушившие закон. Служители Фемиды молниеносно, будто того и ждали, приняли беспрецедентное решение: приостановить публикацию итогов выборов по двум названным округам. То есть запретили выдать рабочим-коммунистам Бугакову и Матвееву депутатские мандаты, честно завоеванные ими в труднейшей борьбе.
Какие же нарушения закона обнаружили несостоявшиеся депутаты в действиях избирательных комиссий своих округов? Судите сами. Глава ОАО Адабир привел в своей жалобе такой факт: накануне в его округе два кандидата сняли свои кандидатуры. Как и полагается в подобных случаях, на всех избирательных участках их фотографии с биографическими данными были заклеены и поверху по диагонали сделаны надписи: «Снял свою кандидатуру». Очнувшись от поражения, г-н Адабир посчитал, что якобы избиратели истолковали эти надписи на стендах как относящиеся именно к нему, ибо они располагались под его портретом и биографией. На этом основании высокопоставленный жалобщик, обвиняя в бездействии окружную избирательную комиссию, сделал далеко идущий вывод: мол, из-за подобной дезинформации «около 1000 избирателей не смогли реально сделать свой выбор…» Откуда он взял такую цифру, можно лишь гадать. Другой истец — г-н Пенкин — обвиняет окружную комиссию в том, что она своевременно не пресекла действия его соперника Матвеева, начавшего якобы агитационную кампанию еще до своей регистрации. А еще ему показалось, что Матвеев изготовил листовок не 500 экземпляров, как значится в выходных данных, а больше. В доказательство жалобщик притащил в избирком чуть ли не мешок этих листовок (800 с лишним штук), неизвестно где собранных… Словом, собрал все, что смог, чтобы подвергнуть сомнению результаты выборов.
И закрутилась судебная карусель, продолжающаяся уже больше двух месяцев. Характерно, что сами инициаторы судилища Адабир и Пенкин ни на одно из многочисленных заседаний суда не явились, препоручив отстаивать свои жалобы адвокату г-ну Абрамову. И он проявил похвальное усердие, судье Долгих пришлось затратить немало дней, выслушивая все новых и новых свидетелей. Но что они могли показать в защиту проигравших кандидатов? Вот при рассмотрении жалобы Адабира выступает пожилая избирательница, старшая по дому. Заявляет, что когда шла голосовать, знакомые сказали ей, что Адабир снял свою кандидатуру, правда, фамилии этих знакомых назвать не смогла. А когда, мол, пришла на участок и увидела под фотографией своего избранника надпись «Снял свою кандидатуру», то совсем пала духом. Однако никаких вопросов не задала ни членам избиркома, ни наблюдателям. А просто получила бюллетени и, даже не заходя в кабину, опустила их чистыми в урну. «А вы бюллетень читали, фамилию Адабира видели в нем?» -спрашивает ее судья. «Нет», — растерянно отвечает свидетельница и тут же поясняет, что выбор такой сделала самостоятельно, никто на нее никакого давления не оказывал.
Подобные россказни, точнее лжесвидетельства с различными вариациями, зафиксированы в протоколах от десятков сторонников Адабира. И все они, выходит, голосовали по слухам, даже не заглядывая в основной определенный законом документ — избирательный бюллетень. Но можно ли поверить в столь низкие умственные способности вполне здравых, не раз участвующих в выборах людей? Несмотря на все старания адвоката заявителя, все же ни один из его свидетелей не смог доказать, что именно информация на стенде сбила его с толку, помешала сделать правильный выбор. С другой стороны, буквально все опрошенные председатели, секретари, члены участковых избиркомов подтвердили, что вдень голосования не было зарегистрировано ни одной письменной жалобы по данному поводу как от избирателей, так и наблюдателей и членов штаба Адабира. А те 300 с лишним заявлений граждан, что фигурировали на суде, были написаны гораздо позже и явно не без влияния администрации округа.
Тут следует отметить, что кандидат в депутаты горсовета Бугаков находился точно в таких же условиях, что и Адабир. На всех информационных стендах под его портретом тоже красовался белый лист бумаги с надписью «Снял свою кандидатуру». Однако никто из его избирателей не терзался сомнениями по этому поводу. Более того, именно по просьбе наблюдателей от КПРФ и самого Бугакова в день голосования были внесены незначительные изменения в оформление стендов. Что было подтверждено на суде и свидетелями со стороны истца.
Наступил заключительный момент. Выступая в прениях, представитель избирательного объединения «КПРФ» Андрей Алехин, что называется, камня на камне не оставил от судебной жалобы Адабира, заявив, что в ней вообще нет предмета юридического спора. Отметил он и тот беспрецедентный факт, что представитель горизбиркома г-жа Бочкарева выступает в суде в роли адвоката истца, пытается говорить от имени всей комиссии хотя ей никто такого права не давал.
Казалось бы, все ясно, суду оставалось лишь вынести справедливое решение, которое давно ждут избиратели. И вот утро 13 июня. Судья Долгих торопливо, не поднимая глаз, зачитывает решение: «Жалобу Ацабира удовлетворить, решение окружной избирательной комиссии отменить…» И тут же уходит из зала, хорошо сознавая, какую реакцию вызовут его слова у собравшихся. А люди долго не могли успокоиться, у них просто не укладывается в голове, насколько низко пало наше правосудие. И как легко поступаются честью юристы-профессионалы, прислуживая власть имущим.
Впрочем, иного при сегодняшнем режиме трудно ожидать. На другом процессе, приходящем в этих же стенах, по жалобе Пенкина, наблюдается похожая абсурдная ситуация. Здесь на прошлой неделе даже сам судья (тот же Долгих), видимо, почувствовал слабость аргументов истца и пошел ему навстречу, приняв ходатайство, выходящее за рамки данного гражданского дела. Кстати, срок вынесения по нему решения (8 июня) уже истек. Теперь адвокат Пенкина, забыв о листовках и прочем, просит суд заняться подписными листами Матвеева, выяснением идентичности в них подписей избирателей и дат их проставления. В нарушение закона суд согласился с ходатайством заявителя, назначив почерковедческую экспертизу. Наверняка теперь будут докапываться до каждой запятой, чтобы вынести решение в пользу «обиженного» кандидата. На вторник, 18 июня, назначено очередное заседание суда.
Несмотря на весь этот беспредел, победившие в своих округах депутаты-коммунисты Б. Бугаков и Г. Матвеев сдаваться не собираются. Первый из них подал апелляцию в областной суд на решение Октябрьского суда и собирается идти до конца. А Г. Матвеев, как заинтересованное лицо, отправил на днях жалобу в коллегию по гражданским делам областного суда с просьбой отменить незаконное определение того же Октябрьского суда по ходатайству представителя Пенкина. Обращения по этому же поводу направлены депутатом Госдумы А. Кравцом в адрес генерального прокурора и председателя Верховного суда РФ.
Закаленных пол14тических бойцов, истинных представителей рабочего класса Омска вряд ли удастся сломить. Борьба за правду и восстановление законных прав продолжается.