БЕРМУДСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК ДЛЯ ДЕНЕГ ОМСКИХ ВКЛАДЧИКОВ

Через год после создания Сибирской нефтяной компании, стремясь поправить ее финансы и траты на избрание Б. Ельцина президентом РФ, а попутно создать имидж компании-филантропа, омский губернатор Л. Полежаев предложил правительству эксперимент по компенсации вкладов отдельных категорий граждан, которые они хранили в Сбербанке России. Суть его в том, чтобы пустить на возврат средства, которые СНК собиралась получить в 1996-1997 годах от поставки на экспорт 3 млн. тонн нефти из собственных ресурсов, а так же приобретенной на внутреннем рынке

Идея хорошая. Но надо совершенно не знать омского губернатора, чтобы поверить в чистоту эксперимента. Правительство России эту инициативу одобрило. «Сибнефть» операцию провела и в 1997 году перечислила Омскому отделению СБ РФ 7 млн. 580 тыс. рублей (в новых масштабах). Эти деньги так и зависли в банке. Комитет по собственности Законодательного собрания, его председатель Владимир Дорохин и депутат Александр Безденежных не раз пытались узнать судьбу этих денег. Обращались к губернатору. Был даже депутатский запрос. Тщетно. Депутатам отвечали представители Сбербанка, прокурор области, но не губернатор.

Областной прокурор Сергей Казаков еще в середине 1999 года отмечал, что средства находятся на лицевом счете Омского СБ России без движения, и что им направлено письмо заинтересованным сторонам с предложением решить вопрос об использовании их… В своем ответе прокурор не решился обидеть Л. Полежаева, тот готовился к своим перевыборам, раскрытие же истинных причин невыплат выявило бы настоящего виновника, т. е. администрацию Омской области.

В середине прошлого года Комитет по собственности посылает обращение в правительство России, в котором пишет о том, что «до сих пор вопрос компенсации вкладов не решен. Администрация области, руководители Сбербанка, прокуратура ссылаются на то, что решение вопроса относится к компетенции правительства РФ». Недавно пришел ответ заместителя председателя правительства Алексея Кудрина с сопроводительным письмом первого заместителя Министра финансов РФ С. Игнатьева. Подтверждая наличие эксперимента и размер перечисленной суммы, он пишет: «Порядок их расходования, разработка которого поручалась администрацией Омской области, определен не был».

Это поручение, кстати, было оговорено и специальным соглашением треугольника: область, Сбербанк и «Сибнефть». Но никто и пальчиком не пошевелил, а если и шевелил, то только для того, чтобы ткнуть им в сторону Москвы.

Обвинять администрацию в безграмотности не следует, а вот основания подозревать ее в нежелании выплачивать вклады, пустить их в другую сторону — есть. Так, С. Игнатьев сообщает, что администрация Омской области предлагала использовать эти средства «на другие цели, в частности… на решение безотлагательных социальных проблем». Такого разрешения вроде бы не давалось, но только наивный может поверить, что деньги в этом своего рода бермудском треугольнике лежали без движения четыре года.

Все это скрывалось и от депутатов, и от общественности, и от вкладчиков. Многие из вкладчиков за эти годы уже умерли, так и не дождавшись своих сбережений, переданных на хранение государству. Потому А. Кудрин считает, что деньги, полученные от экспорта нефти, следует направить «на выплату предварительной компенсации вкладов граждан в Сбербанке России с учетом Порядка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2000г. № 352». Станет ли омская обладминистрация выполнять это указание или будет и дальше саботажничать и предпринимать новые попытки пустить предназначенные для вкладчиков средства на другие цели? И еще вопрос: что ж, выходит кроме коммунистов, больше никого в Законодательном собрании обманутые вкладчики не волнуют?