ТАНК ДЛЯ ВЫСТАВКИ

ТАНК ДЛЯ ВЫСТАВКИ

«ВТТВ-2007» и судьба омской «оборонки

Итак, отшумела очередная, уже седьмая по счету, выставка военной техники, технологий и вооружения сухопутных войск — «ВТТВ-Омск-2007». Прогубернаторские СМИ не скупятся на славословия по этому поводу, утверждают, что подобные выставки дают «мощный толчок развитию омской «оборонки». Однако факты — упрямая вещь. За десять с лишним лет, прошедших с момента первой военной выставки, никакого рывка на омских предприятиях ОПК не произошло. Напротив: некоторые из них подошли к черте полного развала, стали банкротами, другие же, пережив резкий спад в объемах производства, численности персонала, находятся сегодня в состоянии зыбкой стабилизации.

Наглядно изменение ситуации можно проследить на примере двух ведущих предприятий этой отрасли — производственных объединений «Омсктрансмаш» и «Полет». На первой выставке — «ВТТВ-1996» впервые демонстрировались «лучшие в мире танки» — Т-80. В том году машиностроители жили надеждами на скорые перемены к лучшему, на получение крупного экспортного заказа. Ибо об отечественном заказе на свою основную продукцию тогда уже не рассчитывали. Но эти надежды не сбылись. В 1997 году «Омсктрансмаш» выполнил последний зарубежный контракт, а в 2002 году завод был объявлен банкротом. И с той поры остается все в том же плачевном положении. Долги предприятия год от года растут, работники из-за хронических долгов по зарплате доведены до отчаяния, но власти отделываются лишь обещаниями, уже целую пятилетку никак не могут решить судьбу крупнейшего оборонного завода. Зато на каждой омской выставке с успехом демонстрируется «летающий танк» Т-80 пятнадцатилетней давности.

Сложная ситуация сохраняется и в объединении «Полет», на территории которого проходили первые выставки. Гвоздем одной из них — «ВТТВ-2001» -был военно-транспортный самолет Ан-70, однако надежды полетовцев на серийный выпуск этой машины вскоре рухнули. А затем об этом некогда широко разрекламированном проекте вообще забыли. Теперь у коллектива появилась новая надежда, связанная с включением «Полета» в состав холдинга на базе московского Научно-производственного центра имени Хруничева. Но пока что об интеграции двух предприятий идет больше разговоров, чем дела.

К примеру, лишь обсуждается проект о выпуске в Омске небольших четырехместных самолетов «Аист». А вот уже отработанная программа по выпуску самолетов Ан-3 постоянно срывается из-за отсутствия средств у заказчиков. За накопившиеся долги у «Полета» отбирают и продают один объект за другим. Предприятие уже потеряло процентов 60 своей территории.

«Блеск и нищету» омской «оборонки» при всем старании не смогли скрыть и организаторы нынешней выставки, которая разместилась в спешно отделанном новом корпусе фирмы строительного магната Кокорина — «Континент-2». У входа в зал поставили выставочный экземпляр все того же танка Т-80. Рядом, в крохотном закутке, разместилась экспозиция «Омсктрансмаша», еще недавно выпускавшего эту превосходную боевую технику. Что теперь может показывать, о чем рассказывать завод-банкрот, которому дают лишь небольшие заказы на ремонт техники? Не случайно его обошли вниманием и в красочном номере журнала правительства области «Омская индустрия», посвященном этой выставке.

Чуть больше места на выставке отвели КБ транспортного машиностроения, демонстрировавшего некоторые новые разработки. Напротив, большую площадь заняли экспонаты ПО «Полет». В корпус затащили даже огромный макет ракеты-носителя «Космос», которую давно уже в Омске не собирают, а при необходимости лишь подновляют старые, из запаса советских времен. Недавно велись разговоры о возобновлении выпуска на «Полете» модернизированной ракеты такого класса, но теперь, судя по всему, этот проект ушел в песок. По соседству установили еще более внушительный макет новой ракеты «Ангара», разработанной Центром имени Хруничева. Изготовление некоторых частей этой ракеты предполагается поручить омичам.

Вообще новых экспонатов на этом смотре было представлено мало, журналисты буквально гонялись за каждой новинкой. Вроде ручного безоткатного шести ствольного миномета «ГАЛ», созданного конструкторами и изобретателями того же «Полета». Правда, в беседе с представителем завода выяснилось, что этот образец уже побывал на некоторых выставках. Основная же масса выставленной техники особого интереса у специалистов не вызывала: это все те же машины, что демонстрировались и два, и четыре, и шесть и больше лет назад. Без каких-либо следов модернизации. Это лишний раз подтверждает нынешнее трудное положение в оборонно-промышленном комплексе страны.

Вернемся к проблемам бронетанковой промышленности. Здесь складывается странная ситуация. По сообщениям печати, сегодня единственное оставшееся в стране предприятие такого профиля — нижнетагильский «Уралвагонзавод» — по горло загружено экспортными заказами. Несколько лет назад Индия купила три сотни российских танков Т- 90, отлично показавших себя в знойной пустыне. Недавно индийцы объявили, что намерены приобрести еще несколько сотен боевых машин. А за ними в очереди уже толпятся покупатели из Алжира, Йемена, Кипра и других стран. Увеличивает заказы «Уралвагонзаводу» и Минобороны России. Однако предприятие просто не в силах выполнить все эти заказы. Казалось бы, в такой ситуации правительство РФ должно срочно оживить второй родственный завод — «Омсктрансмаш», ведь давно доказано, что омские танки Т-80 ничуть не хуже уральских Т-90. Да и вообще, без пары мощных, соперничающих между собой предприятий одного профиля уважающей себя державе не обойтись. Тем более в условиях, когда, по оценке специалистов, состояние бронетанкового вооружения и техники в России подходит к критическому уровню. Всего 6 — 8 процентов нашей бронетехники отвечает современным требованиям.

Однако молчит столица. Оттуда пришли лишь слухи о создании на базе «Омсктрансмаша» некоего ремонтно-модернизационного центра, но никакого конкретного решения в верхах до сих пор не принято. Побывавший на выставке полномочный представитель президента РФ в Сибирском федеральном округе А. Квашнин заявил о том, что намечается выделить два с половиной миллиарда рублей на погашение долгов завода. Но подобные обещания омские танкостроители слышали в последнее время много раз, они уже не верят словам высоких чиновников. И можно представить себе, с каким настроением эти получающие нищенские подачки люди смотрели на бодрую трансляцию с полигона ВДВ, где вновь «героем дня» был представлен сохраняемый для парадов «летающий» танк. Ведь за 10 лет завод не выпустил ни одной новой боевой машины. Власть позаботилась о красочном «милитари-шоу» для широкого показа, а вот трудовой коллектив с его нуждами остался брошенным на произвол судьбы.