НАКАЗ СТРАШНЕЕ, ЧЕМ УКАЗ

Наказы избирателей не выдумка большевиков. Они появились в дни существования Парижской Коммуны в 1871 году. Коммунары-делегаты должны были строго придерживаться точной инструкции своих избирателей и при нарушении ее в любой момент могли быть отозваны. В нашей стране такая практика существует с первых дней Советской власти

Если наказ был утвержден соответствующим Советом, то расшибись депутат в лепешку, а выполни, формализма, конечно, было предостаточно, но люди знали: если их наказ включен в план социально-экономического развития, то жилье будет построено, дорога проложена, рабочие места созданы…

В Конституциях же буржуазных государств (включая сегодняшнюю Россию) института наказов избирателей и отчетности депутатов перед ними не предусмотрено. Такое положение устраивает и большинство депутатов Законодательного собрания Омской области. Некоторые из них (особенно городские «генералы», избранные от сельских округов), появляются там как ясное солнышко в обложные дожди. Но чтобы связать себя еще и наказом?.. Боже упаси! Это они продемонстрировали на заседании Собрания 28 июня с. г.

Все попытки депутатской группы КПРФ сделать деятельность депутатов подотчетной избирателям встречают резкое отторжение «генеральского корпуса» в ЗС. Вначале они отвергли предложение В. Дорохина об отзыве депутата. А теперь им предстояло найти какую-нибудь зацепку, чтобы забаллотировать проект областного закона «О наказах избирателей», внесенный А. Алехиным. «Необходимость принятия такого закона, — поясняет депутат, — вызвана тем, что в областном законодательстве отсутствует правовой механизм реализации предложений избирателей своим депутатам всех уровней по вопросам экономического, социального и культурного развития населенных пунктов, районов, области в целом. Подобные предложения звучат на всех встречах с населением. Законопроект дает определение термина «наказ избирателей» и выстраивает механизм его реализации».

Наказы могут даваться как на сходах, предвыборных собраниях и встречах с кандидатом в депутаты, так и при отчетах депутатов перед избирателями. Наказы направляются в соответствующие администрации, где их изучают, обобщают и либо мотивированно отказывают, либо разрабатывают предложения об их исполнении. Необходимые расходы для реализации наказов планируются в ежегодно утверждаемых бюджетах соответствующих уровней.

Все прозрачно. В других регионах подобные законы приняты и они действуют. Но в Омске за принятие к рассмотрению проголосовало только 9 депутатов. Примечательно, что и против то всего 13. Кто-то из «двадцатки» все же против непринятия, но поддержать коммунистов не решился. Что ж, политическая заданность всегда влияет на результаты голосования…

Но, помимо политических мотивов, есть и другие, указывающие на личное нежелание обременять себя.

О. Шишов считает: поскольку депутаты принимают бюджеты, то это, мол, и есть наказы. Выходит, главное дело для него, как депутата, делить бюджетные деньги. Другие генеральные директора ЗС, должно быть, придерживаются той же точки зрения, ибо пик их депутатской активности приходится, как правило, на период принятия бюджета. При этом свои предприятия они не забывают. Ласковый телок, говорят, двух маток сосет. НПО «Мостовик», который возглавляет О. Шишов, имеет подкрепленные финансами заказы сразу от нескольких «маток».

А. Беззубцев невозможность принятия закона объясняет ссылкой на то, что понятия «наказ избирателей» нет в областном Уставе. Но это же пустяки! Мы знаем, как «двадцатка» легко меняет Устав по «поручению» губернатора (См. «Красный Путь» за 23 ноября 2000 г. «Не хватало только автоматчиков»).

В. Варнавский поначалу упрекнул депутатов в том, что они все «больше и больше отбирают функции исполнительной власти». Потом как бы согласился, что «наказы имеют право быть». Но тут же опять стал в свойственной ему манере поучать и отчитывать коллег: ближе к избирателю местная власть, и это, мол, не ваше дело; ваше дело — принимать законы…

В. Дорохин заметил в зал: «Есть наказ принять закон об отзыве депутата, а мы не принимаем. Как быть?»

Вопрос повис в воздухе. А электронное табло высветило результаты голосования, о которых уже сказано выше. Депутаты оставили за собой право обещать избирателям во время выборов все что угодно и не нести за это ответственности.

Еще раньше, в конце рассмотрения первого вопроса повестки дня, В. Варнавский произнес пару многое объясняющих фраз. Вопрос был формальный, о согласовании назначения на различные должности судей. Один из судей не набрал нужного количества голосов. Поздравляя остальных, председательствующий многозначительно сказал: «Нелегко вам придется, вы сами видите. Но наше дело правое, мы победим!» Кого победим? И кто окажется в победителях: триумвират из исполнительной, представительной и судебной ветвей власти? Так он в Омской области уже давно сложился, сколько б о независимости друг от друга каждой из этих властей ни говорили; свидетельств тому много, в т. ч. и рассмотрение последнего законопроекта А. Алехина о наказах.